Люди в истории храма

Иеродиакон Серафим
(Станислав Александрович Чуркин)

станислав

С самого начала, в восстановлении храма принимал участие замечательный человек — Станислав Александрович Чуркин (иеродиакон Серафим, †2005 ). Он родился 18 августа 1937 года в Ленинграде, его детство пришлось на тяжкие дни блокады, когда особую цену приобрели любовь, дружба, забота, внимание, когда многие поддерживали свою жизнь молитвами к Богу. По рассказам людей, знавших Станислава Александровича, его мама воспитала в нем умение видеть в жизни светлые стороны, по-доброму относиться к людям, ценить красоту, культуру. Он рос человеком трудолюбивым, совестливым, с юных лет проявились творческие способности.

По окончании Театрального института он стал актером Государственного Академического театра драмы им. А.С. Пушкина, снялся в нескольких кинофильмах… В это время в автокатастрофе погибли его родители. Чтобы ежедневно быть рядом с отцом и матерью, он устроился смотрителем на зеленогорском кладбище, где они были похоронены. Станислав Александрович так писал о том времени: «…мне как религиозному диссиденту власти дозволили заканчивать свое земное поприще рабочим на кладбище…» Из этого следует, что и прежде он был человеком верующим и не боялся об этом говорить. Он был не обычным работником кладбища – не делал деньги на горе других, а поддерживал и утешал людей.

В августе 1990 года освятили восстановленную Казанскую церковь в Зеленогорске и он стал её служителем. Начал с работы техника-смотрителя, был чтецом, пел в церковном хоре. А в 1992 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн рукоположил Станислава Александровича во диакона и назначил в штат Казанской церкви города Зеленогорска.

Иеродиакон Серафим (Чуркин)

Все люди, присутствовавшие на службах с участием диакона Станислава, отмечали доброе, очищающее душу влияние, исходящее от него и во время литургии, и в беседах после службы. Его простые мудрые советы всегда помогали, всегда оказывались верным решением. Разговаривал он без назидательности, уважая собеседника любого возраста. И оставался надежным, честным человеком. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир наградил его двойным орарем.

В апреле 2005 году диакон Станислав был пострижен в монахи и стал иеродиаконом Серафимом.  25 декабря 2005 года иеродиакон Серафим почил о Господе. Похоронен на кладбище Зеленогорска.

Семейство Дурдиных

Андрей Иванович Дурдин

Андрей Иванович Дурдин

Первую деревянную летнюю церковь на своем земельном участке в 1879 году построили Андрей Иванович и Мария Исидоровна Дурдины.  Андрей Иванович, потомственный почетный гражданин, директор-распорядитель пиво-медоваренного завода «Иван Дурдин». У четы Дурдиных было 2 сына- Иван (родился в 1864 году) и Николай (родился в 1869 году) и дочери — Екатерина , Юлия (Захарова), София (Опатович), Анна (Шмеман, 1861-1924)  и  Мария (Елисеева, 1864-1914).

Андрей Иванович скончался в 1888 году.
Заботиться о созданном храме продолжала Мария Исидоровна, старостой храма стал старший сын — Иван Андреевич.

Иван Андреевич Дурдин

Иван Андреевич Дурдин

К 1894 году Иван Андреевич расширил церковь более чем вдвое; перестроена она была под руководством архитектора Юлия Фёдоровича Бруни, который украсил церковь великолепной, в старомосковском стиле, колокольней. Летом 1894 и 1895 годов храм посетил Высокопреосвященнейший Антоний, архиепископ Финляндский и Выборгский.

В качестве церковного старосты Иван Андреевич постоянно заботился о любимом детище своего покойного отца, перестраивал и расширял храм.   В 1898 вновь подверг его капитальной перестройке, сделав из летней дачной церкви вполне теплый зимний храм, способный вмещать в себе более тысячи молящихся.  17 (29) мая 1898 года храм освятил архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний, настоятелем был назначен протоиерей Петр Поташёв. Таким образом был создан самостоятельный православный Приход в Териоках.
Иван Андреевич Дурдин был директором и ответственным попечителем созданной в 1886 году, по предложению отца Константина Ветвеницкого, Русской школы в Териоках.
В 1901 году скончалась Мария Исидоровна Дурдина. В начале 20 века старостой церкви стал младший сын- Николай Андреевич.

Дурдин Николай Андреевич

Николай Андреевич Дурдин

5 (18) декабря 1907 года деревянная церковь сгорела. Под временный храм была переоборудована находившаяся напротив летняя дача.
При обсуждении вопроса о постройке нового каменного храма у прихожан возник спор о месте строительства. Николай Андреевич настаивал на прежнем участке, а настоятель отец Петр Поташев на большем по площади участке на возвышении, в 500 метрах западнее. Спор дошел до Святейшего Синода. Синод постановил строить каменный храм на новом месте, но и устроить в молитвенную память о созидателях первого храма в Териоках, небольшую церковь на старом месте, где тридцать лет стоял сгоревший храм. Церковь должна была быть посвящена в честь святых, имена которых носили первые храмосоздатели Андрей Иванов и Мария Исидоровна Дурдины, но из-за лихолетья начала 20-го века, осуществиться этому не удалось.

Прот. Александр Шмеман

Прот. Александр Шмеман

Дочь Андрея Ивановича и Марии Исидоровны — Анна вышла замуж за Николая Эдуардовича Шмемана. Её супруг был знаменитый юрист, сенатор, член Государственного совета. В 1893 году у них родился сын Дмитрий, а в 1921 году внук Александр. Протопресвитер Александр Дмитриевич Шмеман однин из самых значительных деятелей Церкви XX столетия, проповедник и богослов. Является автором большого числа книг и статей, основные труды посвящены литургическому богословию, прежде всего Таинству Евхаристии и истории.

Мария Андреевна

Мария Андреевна

Трагично сложилась судьба младшей дочери четы Дурдиных. Мария Андреевна занималась благотворительностью, была членом Петербургского дамского лазаретного комитета и Комитета фонда для вспомоществования нуждающимся бухгалтерам, их вдовам и сиротам.
Вышла замуж за Григория Григорьевича Елисеева, стала основательницей и одним из главных пайщиков Торогового товарищества «Братья Елисеевы». На свадьбу Григорий Григорьевич подарил своей суженой золотой крестик фирмы Фаберже, который Мария Андреевна не снимала со дня венчания. Она оказалась хорошей помощницей мужу: проверяла счета, вела деловую переписку. Именно Мария Андреевна подсказала ему идею отправить в 1892 году на выставку в Париж коллекцию старых французских вин, хранившихся в их семейных подвалах. За эти вина ему была присуждена золотая медаль «За выдержку французских вин», и, кроме того, в его честь был устроен обед в ресторане на Эйфелевой башне. У Григория Григорьевича и Марии Андреевны было пятеро сыновей и дочь Маша.
Наступил 1914 год. Все было хорошо, фирма процветала. Григорию Григорьевичу уже за 50 лет, но он полон сил. И надо же так случиться, что, будучи женатым, Елисеев влюбился в жену петербургского ювелира. Влюбился до невозможности. Пришел просить у жены согласия на развод, предлагая любые отступные деньги. И вот столкнулись два несгибаемых характера. Жена отказала наотрез: — Я свою любовь не продаю! Пригрозила покончить с собой, что и сделала. Бросилась в Неву, ее спасли. Перерезала вены, ее опять спасли. И все же в конце концов повесилась на полотенцах; рядом с ней нашли золотой крестик подаренный мужем на свадьбу.

Г. Г. Елисеев

Г. Г. Елисеев

Григорий Григорьевич на похороны демонстративно не приехал и даже не прислал венка. В тот же день сыновья отказались от отцовского наследства. А через три недели Елисеев спокойно обвенчался с новой женой в своём имении в Екатеринославской губернии. Умер он в Париже в 1942 году на 85-м году жизни.

 

 

 

Протоиерей Константин Иоаннович Ветвеницкий 
Окормлял приход с 1880 по 1898 год.

Константин Иванович родился  17 июня 1845 года в семье протоиерея Иоанна Афанасьевича (1819–1896) и Екатерины Константиновны, урожд. Несвицкой (1822–1886). Мать Константина Ивановича была родной сестрой супруги отца Иоанна Кронштадтского, матушки Елизаветы. Многие их родственники были священниками. Отец Иоанн Ветвеницкий больше 30 лет служил в храме Воскресения Христова при больнице святого Пантелеймона для душевнобольных в Петербурге, на Фермском шоссе дом 34. Константин Иванович был женат на Ольге Павловне (1849– 1901), дочери священника Павла Солярского (1803– 1890).

Протоиерей Константин Ветвеницкий

Протоиерей Константин Ветвеницкий

Окончив Санкт-Петербургскую духовную семинарию (1867) и магистратуру Петербургской духовной Академии (1871), Константин Иванович в 1872 году получил назначение в Пантелеймоновскую церковь при городской больнице душевнобольных на станции Удельная, а с 15 июля 1874 года назначен  священником и законоучителем в Елизаветинском училище. Он преподавал также в Третьей мужской гимназии в Петербурге. По воспоминаниям его внука К. И. Шафрановского, в то время Константин Иванович жил в квартире, которая «находилась в здании гимназии, внизу на уровне улицы».
Отец Константин был трудолюбивым человеком, внимательным к своей пастве. 1876 году был награжден бархатной скуфьей, в 1881 году – камилавкою. По представлению попечителя Санкт-Петербургского учебного округа «за усердную и полезную службу» в 1884 году – золотым наперсным крестом, 14 мая 1896 года награжден орденом святой Анны 2 степени, 11 мая 1911 года император Николай пожаловал ему митру работы Жевержеева. С 1 августа 1886 года протоиерей Константин Ветвеницкий был зачислен в штат преподавателей Технического училища Почтово-телеграфного ведомства (ныне Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет).
Летние месяцы отец Константин проводил в Териоках, где окормлял православную паству этого дачного места. Служил в Казанской церкви и преподавал в Русской школе. В Териоках на даче у отца Константина бывал святой праведный Иоанн Кронштадский.

Протоиерей Константин Ветвеницкий

Прот. Константин Ветвеницкий

12 мая  1895 года отца Константина  перевели  священником в церковь при Главном Управлении Уделов на Литейном проспекте, дом 39. Церковь эта была не приходской, поэтому службы в ней проводились по особому расписанию. Однако, по свидетельству современников, в среде петербургской интеллигенции Константина Ивановича хорошо знали и стремились договориться, чтобы он окрестил младенца, исполнил обряд венчания, либо принял исповедь. Он крестил знаменитого русского писателя Владимира Набокова. Отец Константин бывал в семье финляндского генерал-губернатора Федора Логгиновича Гейдена и его супруги Елизаветы Николаевны и встречался там с философом В. Соловьевым.
После Октябрьского переворота, священникам, в виде исключения, разрешалось преподавать, но уже не богословие, и в 1919 году отец Константин  выразил желание читать в ЭТИ «Историю этических учений», но ему это позволено не было.
Скончался протоиерей Константин Иванович Ветвеницкий 13 февраля 1920 года.

Протоиерей Петр Васильевич Поташев
Настоятель храма с 1898 по 1917 год.

Петр Поташев родился 16 ноября 1863 года в Новгородской губернии в семье священника.
Окончил Тихвинское духовное училище и Новгородскую семинарию. В 1889 году закончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, с правом получения степени магистра без нового устного испытания.
Жена Глафира Ивановна (19.04.1866 — 17.02.1943), дочь Прасковья (в замужестве Сперанская, 20.10.1893? — 21.01.1959).
С 1888 по 1898 год служил в Николаевском соборе в Баку.
Помимо службы в соборе, являлся учителем Закона Божьего в 1-ой Бакинской Императора Александра III мужской гимназии и в Заведении Святой Нины. Был ответственным по устройству домашней церкви учебного заведения Святой Нины.
10 апреля 1898 года газета «Каспий» сообщила о переводе соборного священника отца Петра Поташева из Баку в Финляндию.
    В воскресенье, 12 апреля 1898 года, после литургии в Николаевском соборе состоялось чествование отъезжающего из Баку священника. К 12 часам дня в квартире отца Петра собрались лица, пожелавшие почтить это торжество своим присутствием.
Купец 1 гильдии И.С. Дойников поднес отцу Петру от имени всех его почитателей золотой, украшенный бриллиантами наперсный крест.
Отец Петр Поташев в теплых словах поблагодарил всех за оказанную ему честь.
После этого в помещении классической гимназии состоялся завтрак, на котором было произнесено много теплых речей по адресу оставляющего Баку священника.
Сначала о. Петр хотел отложить свой отъезд из Баку, так как надеялся принять участие в освящении нового бакинского собора – собора Александра Невского.
Однако после того, как освящение было решено провести лишь осенью 1898 года, 27 мая 1898 года отец Петр покинул Баку.
Поезд уходил в 4 часа дня, но уже за час до его отхода на вокзале собралась большая группа бакинцев, пожелавших проводить любимого всеми пастыря. Здесь были преподаватели мужской классической гимназии в полном составе, во главе с директором А.И. Победоносцевым, ученики гимназии, ученицы Заведения св. Нины в сопровождении классной дамы, священики Николаевского собора и других бакинских церквей.

О. Пётр Потешёв

О. Пётр Потешёв (?)

Отец Петр Поташев был переведен в православный приход селения Териоки, Финляндской епархии.
В 1902 году исполнял должность благочинного 2-го округа Финляндской епархии, 6 (19) мая 1905 удостоин сана протоиерея. Награжден 23.02.1898 орденом св. Анны 3-й степени; 6.05.1908 грамотой Св. Синода; 6.05.1910 орденом св. Анны 2-й степени; 6.05.1913 орденом св. Владимира 4-й степени. Имеет серебряную медаль в память царствования Императора Александра III; медаль Красного Креста в память русско-японской войны; знак Красного Креста за отлично-усердное содействие в деле того же общества; знак общества восстановления православного христианства на Кавказе.
5 декабря 1907 года сгорела деревянная «Дурдинская» церковь и отец Петр, как энергичный и заботливый пастырь, поднял вопрос о необходимости строить храм в центре селения и на лучшем просторном месте. В 1910 году была совершена закладка нового каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. 5 (18) июля 1915 года освящение нового храма совершил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский), в сослужении многочисленного духовенства и в присутствии Финляндского генерал-губернатора.
Служа в дачной местности под Петербургом, которая начала в начале 20-го века бурно развиваться и заселяться, отец Петр сознавал, что назрела нужда в построении храма в селении Келломяки, так как ближайшая церковь находилась в 30 километрах в Териоках, поэтому он стал организатором строительства новой церкви в этом селе и стал председателем ее строительной комиссии. Храм во имя Сошествия Святаго Духа на апостолов был сооружен в селении Келломяки в 1906 году. Протоиерей Петр Поташев пожертвовал для этого храма икону святого Петра Александрийского.
Отец Петр Поташев умер 1 октября (ст. ст.) 1917 года. Похоронен он был под спудом, с южной стороны церкви Казанской иконы Божией Матери.

Надгробие на могиле протоиерея Петра Поташева в крипте храма.

Могила Глафиры Ивановны Поташевой и Параскевы Петровны Сперанской (жены и дочери протоиерея Петра Поташева) и Александры Ивановны и Петра Федоровича Миролюбовых (жены и сына регента Федора Миролюбова). Ильинское кладбище в Хельсинки.

 

 

Протоиерей Григорий Евфимьевич Светловский
Настоятель храма с 1917 по 1925 год.

Родился Григорий Евфимьевич Светловский 10 ноября 1872 года в селе Лохново, неподалеку от Старой Руссы, в Новгородской губернии. Окончил Новгородскую семинарию. Учительствовал в Бологом, где женился, и, вероятно, по приглашению своего земляка протоиерея Петра Поташева, в 1889 году перебрался в Финляндию, в Вильманстранд (Лаппеенранта), где занял должность псаломщика.  В сан священника был рукоположен в 1900 году в Выборге епископом Антонием. В течение 17 лет отец Григорий занимал должность настоятеля Савонлиннского прихода, был редактором «Финляндского православного сборника», выходившего с 1910 года. После смерти протоиерея Петра Поташева, в 1917 году приехал в Териоки, где до 1925 года был настоятелем прихода. В 1924 году храм пережил ураган и наводнение, принёсшие большой урон. В 1925 году в незадолго до этого отремонтированной церкви был пожар (загорелись дрова), который продолжался с 3 часов дня до 6 часов утра. Своды храма выдержали пожар, была повреждена покраска, сгорела половина алтаря. Отец Григорий руководил ремонтом храма до и после пожара. Финская епархия первое время после провозглашения независимости Финляндией относилась к Русской православной церкви Московского Патриархата, но с 1923 года в связи со сложной обстановкой в России, Финская церковь перешла под омофор Вселенского Константинопольского патриарха и приняла новый стиль. Настоятель Казанской церкви протоиерей Григорий не согласился служить по новому стилю.

Прот. Григорий Светловский

Прот. Григорий Светловский

7 декабря 1925 года протоиерей Григорий Светловский по распоряжению выборгского губернатора был выселен из Териок в Выборг за пасхальное богослужение в 1925 году по старому стилю. Высылка эта произошла под влиянием агитации финляндских националистов, а также местного католического священника. Териокское общинное управление  ходатайствовало о высылке отца Григория из пограничного района, как «вдохновителя демонстративного соблюдения старого стиля». Проводы его были весьма и весьма трогательны. Отец Григорий прощаясь с прихожанами, говорил про корабль, который не смогли повести по правильному пути и теперь он попал в «бурю», на глазах у всех присутствующих были слезы.

В 1926 году в Выборге отцом Григорием Светловским и Анной Дмитриевной Пугиной была основана Покровская старостильная община, подчиняющаяся экзарху западноевропейских православных церквей Константинопольского патриархата митрополиту Евлогию. Анна Дмитриевна  предоставила свой дом под церковные нужды. 2 января 1927 года в её доме был освящен храм в честь Покрова Божией Матери.

в 1935 году общину посетил викарный епископ митрополита Евлогия Сергий (Королёв) Пражский

в 1935 году общину посетил викарный епископ митрополита Евлогия Сергий (Королёв) Пражский

30 декабря 1940 года началась советско-финская «зимняя» война. Когда стало понятно, что советские войска займут Выборг, началась эвакуация. Многие прихожане уехали в город Кангасниеми. Туда же переехали основательница общины Анна Дмитриевна и настоятель храма протоиерей  Григорий Светловский. Тяжело было осознавать, что церковь, с таким трудом созданная стараниями и пожертвованиями прихожан, после взятия Выборга, подвергнется неизбежному разграблению и надругательству со стороны советской власти.  Отец Григорий с большим трудом выхлопотал у финских властей разрешение вновь посетить находящийся на осадном положении город, для того чтобы вывезти имущество церкви. Он выехал 27 января 1940 года и в течение почти двух недель собирал и складывал иконы, священные сосуды, книги, облачения. 10 февраля, с собранной церковной утварью он отправился в обратный путь. 19 февраля в дом, в котором размещалась церковь, попала бомба и от него остались одни руины.

Прот. Григорий Светловский. 1938 год. Закладка Никольского храма в Хельсинки

Прот. Григорий Светловский. 1938 год. Закладка Никольского храма в Хельсинки

 

13 марта война закончилась. Выборг, согласно мирному договору, перестал быть частью Финляндии. Большинство эвакуированных переехало в Хельсинки, Отец Григорий отправился туда же.  В середине июля 1940 года удалось снять в аренду дом в Мейлахти в нём и  разместили церковь Покрова Божией Матери, вплоть до переезда в новое здание на Тиилимяки.

 

 

По окончании Второй мировой воины возглавляемая им община стала приходом Русской Православной Церкви.  Скончался батюшка 19 июля 1948 года и похоронен рядом с Никольским  храмом в Хельсинки.

 

Могила отца Григория Светловского, его супруги Надежды Петровны и их детей- Владимира, Ольги и Марии.

Протоиерей Михаил Иоаннович Орфинский
Настоятель храма с 1926 по 1939 год.
Прот. Михаил Орфинский

Прот. Михаил Орфинский

Родился 15 февраля 1873 года в Петрозаводске. Военный священник 4-го Финляндского стрелкового полка, герой Первой мировой войны, награжден за храбрость золотым наперсным крестом на георгиевской ленте, контужен. Вернувшись с фронта, приехал в Выборг, чуть позже получил место священника небольшой Преображенской церкви в Мустамяки (ныне Яковлево). С 1926 года настоятель Казанской церкви в Териоках. В 1939 году эвакуировался вместе с приходом в Ярвенпяя, где служил до самой смерти. Скончался 28 августа 1947 года в Ярвенпяя. Похоронен на Ильинском православном кладбище в Хельсинки.

 

 

Диакон Антоний Александрович Быстреевский
Служил в  храме с 1898 по 1939 год.

Диакон Антоний Быстреевский

Краса и гордость териокского православного прихода был диакон Антоний Александрович Быстреевский.  Родился он 9 (21) августа 1870 года в Фридрихсгаме (Хамина), получил образование в Петербургской духовной семинарии. Почти сразу же поступил на место псаломщика в Териоках, где в 1902 году был посвящен в сан диакона. Антоний Александрович был любимцем прихожан. Обладая великолепным голосом, он не раз приводил в восторг своим служением. Отец Антоний любил общество, любил шутить, в его компании некогда было скучать. Всю свою жизнь он безвыездно провел в Териоках, здесь же он и женился, и похоронил своего, трагически погибшего сына, а затем и жену. Отец Антоний хорошо знал финский язык и даже преподавал его в народных школах. Отцу Антонию пришлось пережить и Первую мировую войну, и революцию, и эвакуацию 1939 года в Ярвенпяя, где он служил в новой церкви. Скончался 6 августа 1952 года, похоронен на Ильинском православном кладбище в Хельсинки.

Последний выпуск Териокского реального училища, 6 июня 1937 года. Отец Михаил Орфинский, директор училища Павел Янушкевич, отец Григорий Светловский и диакон Антоний Быстреевский. Последний выпуск Териокского реального училища, 6 июня 1937 года. Отец Михаил Орфинский, директор училища Павел Алексеевич Янушкевич, отец Григорий Светловский и диакон Антоний Быстреевский.

 

 Федор Васильевич Миролюбов 
Регент хора с 1905 по 1932 год

Родился в 1878 году (по другим сведениям, в 1888) в Трясово Новгородской губернии. Он был младшим сыном в семье священника  Василия Миролюбова. Отец Василий был настоятелем в Трясово и вскоре по рождении Федора овдовел, а через шесть лет серьезно заболел и скончался. Старшая сестра Феодора вышла замуж за священника Петра Белавина, который стал настоятелем трясовской церкви, иными словами, отец Петр пришел в тот дом, где жили три брата Миролюбовы: Михаил, Александр (оба окончили духовную академию) и Федор. Всех братьев подымала на ноги и воспитывала их старшая сестра Наталия Васильевна Белавина. Как в то время полагалось, детям священника давали духовное образование, отчасти из традиции, отчасти из экономических соображений. Учась в Новгородской духовной семинарии, Федор сильно заинтересовался музыкой, был, так называемым, «исполадчиком», т. е. пел солистом в трио при архиерейских службах, имея звонкое сопрано. Впоследствии под руководством своего учителя духовного композитора Покровского стал регентировать семинарским хором и оркестром. Федор Васильевич, закончив Новгородскую духовную семинарию, преподавал в народных школах, а затем работал в городе Валдай в школе по подготовке народных учителей.

В 1905 году приехал в Териоки по приглашению настоятеля прихода отца Петра Поташева. Регент церкви Казанской иконы Божией Матери  и преподаватель пения в териокском реальном училище. В свободное время он любил играть на скрипке. Скрипка в то время, можно сказать, являлась обязательным инструментом регентов. Кроме игры на скрепке он страстно, можно сказать, любил переписывать ноты, и светские, и духовные — этим он как бы пополнял свой репертуар. Переписывал он также и на заказ и ноты, и тексты — у него был каллиграфический почерк. Любил он русскую песню, русскую природу, был завзятым охотником и рыболовом, был русским до корней волос. Он тяжело переживал закрытие государственной границы в послереволюционное время. Скончался 13 февраля 1932 года и похоронен на кладбище в Териоках.

Миролюбовы

Отец Михаил Орфинский, Федор Миролюбов, диакон Антоний Быстреевский и Петр Миролюбов (в кепке).

Его сын Петр, родившийся в 1918 году, с ранних лет начал петь в церковном хоре, и впоследствии не раз заменял отца на выступлениях церковного хора. После смерти отца  в 1932 году, Петр Федорович  переехал в Выборг, где продолжил учебу, в 1939 году переехал в Хельсинки. В 1949-1962 годах  регент Хельсинкской церкви Святой Троицы, с 1966 года регент Успенского кафедрального собора в Хельсинки. Одновременно руководил несколькими самодеятельными хорами. Композитор, дирижер. Скончался  30 сентября 2004 года, похоронен на Ильинском кладбище в Хельсинки.

 

Иосиф Константинович Дунин-Слепец

В ночь на 12 сентября 1917 года (нов. ст.), в Териоках был убит  взбунтовавшимися революционными солдатами, Иосиф Константинович Дунин-Слепец – дед Патриарха Московского и всея Руси АлексияII.  Патриарх Алексий2Штабс-капитан 89-го пехотного Беломорского полка, командир 1-го крепостного полка гарнизона Выборгской крепости, участник обороны Порт-Артура. Награжден орденом Святого Георгия 4-й степени в 1908 году.  Происходил из древней шляхты Царства Польского, дворян герба «Лабендзь»/«Лебедь» (Виленская губерния, Великое княжество Литовское). По вероисповеданию католик. Вот что о нем пишет М.В. Грулев в своих воспоминаниях: «Был у меня в военно-исторической комиссии помощник, капитан Дунин-Слепец, георгиевский кавалер, израненный в Порт-Артуре, очень способный и усердный работник. И вот, когда наша работа в комиссии кончилась, всех хорошо устроили, для всех нашлись места. А Дунина оказалось никуда нельзя было ткнуть, потому что католик. Тем временем я нашел ему вакансию адъютанта, но в штабе Варшавской крепости. В главном штабе сначала и слышать не хотели, чтобы поляка, да еще в Варшавскую крепость. К счастью, вняли все-таки голосу здравого смысла, и Дунин был назначен в штаб Варшавской крепости. Польские газеты в Варшаве усмотрели в этом назначении даже какой-то акт примирения – так приятно поражены были поляки этим назначением.»

Был женат на Марии Писаревой и имел дочь Елену Иосифовну (1899—1959), которая после развода родителей взяла себе фамилию матери – Писарева,  Елена Иосифовна вышла замуж за православного священника Михаила Александровича Ридигера (1902- 1962). Таким образом, Иосиф Константинович Дунин-Слепец – дед Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), хотя сведений о нем в официальной биографии патриарха нет. Там отец Елены Иосифовны назван полковником Белой армии, хотя он служил в царской армии, в Белой армии служить ему не довелось, он был убит до ее создания. Поскольку в биографии патриарха сказано, что его мать — в девичестве Писарева, а настоящая фамилия ее отца не называется, все, обычно, считают, что его фамилия была Писарев.

 

 

Приходской архив  церкви сохранился, не смотря на бурные события как локального (пожары 1907 и 1925 года), так и глобального масштаба. Книги были эвакуированы и сейчас хранятся в провинциальном архиве города Миккели. Информация за 1898-1909 годы представлена в виде электронной базы данных на сайте Генеалогического общества Финляндии (Suomen Sukututkimusseura) (см. приходские книги->>>)

Первая запись в этой книге относится к 17 мая 1898 года. В тот день в териокской церкви была крещена дочь крестьянина Павла Иванова, бывшего родом из деревни Коняшино Рясинской волости Старицкого уезда Тверской губернии. Девочка, родившаяся за три дня до этого, получила имя Елена. К сожалению, узнать больше об этой семье не представляется возможным.

16 июля 1900 года здесь была крещена дочь Петра Петровича Шенка Елена. П. П. Шенк (1870-1915) был театральным композитором, дирижером и музыкальным критиком, работал в Дирекции императорских театров.

24 августа 1900 года состоялось крещение Дмитрия Черевина, сына отставного военного Александра Петровича Черевина (погибшего через пять лет во время Русско-Японской войны). Тут определенную известность приобрел уже сам Дмитрий: в 1917 году он служил на «Авроре», в т.ч. он был на борту крейсера 25 октября. В последствии он воевал в Красной армии и был награжден орденом Красного Знамени.

12 июля 1901 года  был крещен младенец Роман,  сын выдающегося русского географа Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского (1870-1942).  Роман Вениаминович Семенов-Тян-Шанский стал ученым-кораблестроителем, профессором,  умер в 1976 году.

Крещение Романа Семенова-Тян-Шанского

Крещение Романа Семенова-Тян-Шанского

Запись датированная 30 июля 1900 года. Из этой записи следует, что в этот день был крещен сын коллежского советника Александра Васильевича Кривошеина и его жены Елены Геннадиевны. Младенцу при крещении дали имя Всеволод. Как записано в метрической книге, восприемниками были дворянин Карпов Александр Геннадиевич и фрейлина Их Императрских Величеств, Государынь Императриц Казем-Бек Параскева Александровна. Крещение совершил священник Петр Поташев.Крещение Всеволода Кривошеина (архиеп Василия)
Александр Васильевич Кривошеин (1857-1921) — российский государственный деятель, в 1908-1915 годах он был Главноуправляющим земледелием и землеустройством. Именно он был одним из авторов и ведущих участников воплощения в жизнь столыпинской аграрной реформы. В 1920 году А. В. Кривошеин стал Председателем Правительства Юга России. После поражения врангелевских войск отбыл в Англию, затем жил в Париже и Берлине, где и скончался. Его жена, урожденная Карпова, была дочерью профессора истории и внучкой миллионера Саввы Морозова.

Архиепископ Василий (Кривошеин)

Архиепископ Василий (Кривошеин)

Всеволод Кривошеин был одним из пяти их сыновей. В 1917 году, будучи студентом Петербургского университета, он был свидетелем февральской революции. Во время Гражданской войны он сражался в рядах Добровольческой армии, после тяжелого обморожения был вывезен в Каир, откуда переехал в Париж, где окончил филологический факультет Сорбонны. В 1927 году он стал Афонским монахом с именем Василий. С 1951 года жил в Оксфорде, в 1959 году стал настоятелем оксфордского Благовещенского храма. Наконец, в 1960 году он становится архиепископом Брюссельским и Бельгийским. На Поместном соборе Русской православной церкви 1971 высказывался за тайное голосование при избрании Патриарха (однако прошло устраивающее власти решение об открытом голосовании). Резко критиковал постановление Архиерейского собора 1961, которым права настоятелей приходов были ущемлены в пользу церковных старост, назначавшихся по указанию государства. В 1980 направил телеграмму Л. И. Брежневу, в которой выразил протест по поводу ареста священника Дмитрия Дудко. Архиепископ Василий неоднократно приезжал в СССР и умер в 1985 году в Ленинграде, во время одного из этих приездов. Похоронен на Серафимовском кладбище. Значение  его для истории Русской Православной Церкви и русской эмиграции огромно, а его труды по патрологии получили мировое признание.

20 августа 1903 года, князь  Константин Давидович Церетели крестил сына Давида. Воспреемники: Его Императорское Величество Государь-император Николай II Александрович и вдова генерал-лейтенанта, княгиня Нина Давидовна Челокаева. (За них генерал-майор Василий Петрович Брискорн и жена генерал-майора Серафима Александровна Брискорн).

Крещение Давида Церетели

Крещение Давида Церетели

21 июля 1906 года на териокском кладбище был похоронен профессор Михаил Яковлевич  Герценштейн, убитый черносотенцами 18 июля.

Запись о смерти и похоронах Герценштейна

Запись о смерти и похоронах Герценштейна

В 1905 году он стал гласным московской городской думы, где председательствовал в финансовой и жилищной комиссиях.  Однако на выборах городского головы Москвы Герценштейн свою кандидатуру снял; в этом же году он стал гласным московского губернского земского собрания и начал активно участвовать в начавших проводиться тогда съездах городских и земских деятелей. В партии кадетов Герценштейн был председателем аграрной комиссии; его позиция по аграрному вопросу впоследствии легла в основу программы кадетов. На выборах в I государственную думу кадеты выдвинули его кандидатуру от города Москвы.
В Думе Герценштейн стал председателем первой (главной) подкомиссии аграрной комиссии и входил в состав трёх других комиссий: финансовой, бюджетной и об ассигновании средств на продовольственную помощь населению. Могила Герценштейна

После разгона Думы Герценштейн выехал в Выборг, где подписал «Выборгское воззвание» от 9 (22) июля 1906 года. 12—14 (25—27) июля в Териоках участвовал в межпартийном совещании кадетов и трудовиков.  Вечером 18 (31) июля 1906 года, оставив дома младшую дочь Веру, Герценштейн с женой Анной Васильевной и старшей дочерью Анной вышли прогуляться по берегу Финского залива. Там около 8 часов вечера  их настигли  черносотенцы — Александр Казанцев с группой подельников,  и убили двумя выстрелами из револьверов самого Герценштейна и ранили его дочь.

 

28 октября 1907 года в териокской церкви состоялось венчание гражданского инженера коллежского секретаря Николая Николаевича Никонова и дочери купца Анны Ильиничны Галкиной, уроженицы села Кююрёля (Красное Село) Выборгской губернии. По всей видимости, речь здесь идет о сыне архитектора Николая Никитича Никонова (который, кстати, был автором проекта нового териокского храма, построенного взамен сгоревшего деревянного — пожар случился как раз в 1907 году, 5 декабря). В 1909 году в териокской церкви был крещен сын четы Никоновых Илья.

Венчание Никонова

Венчание Николая Николаевича Никонова

Н. П. Бехтерева27 июня 2008 года в храме состоялось прощание с Натальей Петровной Бехтеревой. Наталья Петровна — известный российский нейрофизиолог, научный руководитель Института мозга человека РАН. Живя на даче в Комарово часто посещала службы в зеленогорском храме. У прихожан о ней остались очень добрые и светлые воспоминания, попрощаться с Натальей Петровной пришли многие жители Зеленогорска. Отпевание совершил архимандрит Викентий.

Просмотры(774)